|
|
(23) (6)
(184) (35) (315) (206) (4) (50) (40) (21) (59) (2) (1) (9) (78) (5) (4) (7) (27) (3) (7) (2) (1) (3) (27) (486) (21) (36) (37) (2) (2) (63)
(105) (11) (88) (130) (6) (11) (15) (1) (4) (1) (22) (20) (47) (6) (23) (4) (1) (20) (1) (18) (5) (2) (6) (77) (23) (5) (40) (69) (6) (41) (48) (6) (4) (29) (3)
(123) (11) (1) (6) (38) (44) (104) (3) (2) (55) (31) (7) (18) (730) (31) (3) (1) (42) (1) (4) (27) (2) (10) (64) (4) (22) (25) (43) (30) (83) (5) (5) (6) (34) (12) (68)
(29) (35) (19) (19) (55) (70) (45) (14) (18) (18) (15) (7) (24) (50) (3) (7) (2) (584) (5) (85) (13) (1689) (48) (19)
(155) (8) (14) (109) (25) (24) (75)
|
|
|
| |
|
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи |
|
|
|
|
Русский дамаск возрожден в ХХ веке в Суздале, среди лесов и бывших уделов русских князей, и выкован в мастерской кузнеца Вячеслава Басова, 79 клинков которого в конце 1970-х годов произвели настоящий фурор в ЮНЕСКО. На Дон дамасская сталь пришла в работах последователя Басова Николая Шалова.
Легендарные булатные стали, привезенные Александром Македонским вместе с кузнецами из индийской экспедиции, послужили основой для создания сталей дамасских и толчком к развитию всего кузнечного дела в Европе. Получив дальнейшее развитие в средиземноморских кузницах, ремесло привело к появлению клинка из дамасской стали. Сваренные « вгорячую » пластины уступали плавленому булату, но позволяли создать ранее почти недоступный идеал боевого холодного оружия. Военное дело, однако, требовало клинок более простой, недорогой, но все же надежный. Отдав эталонный булатный или дамасский клинок своим князьям и военачальникам, рядовые воины довольствовались клинком кованым (одна закаленная полоса стали — просто и недорого). Кованый меч уступал, конечно же, обоим видам стали, но, поскольку был у большинства участников сражений, уравнивал шансы противостоящих сторон. И лишь синайские клинки — фисса, саиф и нимза — сабли кочевников-бедуинов — были массовым булатным оружием. Сабли кочевников — лучший образец клинка всех времен — легкие, изящные, надежные. Это холодное оружие, которое и сформировало полумифический термин — арабский клинок, абсолютно эффективный в руках искуснейших воинов пустыни (именно их вековой военный опыт и тактику боевых действий переняли позже первые британские « коммандос » SAS майора Стерлинга во время диверсионных мероприятий в Северной Африке против корпуса Роммеля). Арабский клинок (уже в более широком смысле — сабля, кинжал, палаш) и положил конец европейскому идолу средних веков — мечу. Крестоносцы с мечами и в латах проигрывали под палящим солнцем легко экипированным восточным бойцам, а тяжеленные доспехи не обеспечивали должной защиты от восточной сабли. Интендантский результат крестовых походов: крестоносцы принесли в Европу военную необходимость в облегчении доспехов и в замене меча на палаш, а в дальнейшем — на саблю. Наступили другие времена — времена другого оружия, другой стратегии боевых действий. Рыцарство сменилось изощренной тактикой военного обмана и хитрости, а булат и дамаск стали символом положения в обществе и показателем платежеспособности их обладателей.
Русский дамаск — « каралуг » — всегда был основой оружия небоевого, княжеского или желанным предметом купеческого преподношения столичным сиятельным лицам. Триста шестьдесят слоев уральского металла, наложенных друг на друга и сваренных в кузне, создавали неповторимый рисунок и особую гибкость клинка. Восточный дамасский клинок мог вбирать и тысячу двести слоев (Восток не только дело тонкое, но и узоры — тончайшие). Правда, в японской катане количество слоев доходит до трех миллионов… Но это больше объект поклонения, нежели боевое оружие.
Булат и дамаск на Руси варили и ковали начиная с начала шестнадцатого века. « Выдать мастеру Миките Давыдовичу аршин тафты желтой да четыре аршина сукна, две меры муки ржаной и пшеничной за то, что он делал государеву шапку на ерихонское дело, венцы и науши наводил золотом », — здесь речь идет о булатном шлеме царя Михаила Романова, 1621 год. При просмотре материалов Конюшенного двора (это первое название Оружейной палаты) поражаешься нищете, в которой жили лучшие кузнецы Руси, хотя во все времена интеллектуалы, работающие на военно-промышленный комплекс, были одними из лучших. В ХVI — ХVII веках клинок был показателем военно-экономической мощи государства. Русские мастера, будучи бедными, « душой и сердцем » выковывали за четыре аршина сукна и полпуда муки независимость России. Тимофей Вяткин, Никифор Кобелев, Василий Титов — мастера, работавшие в Москве. С XVII века центр русского клинкового оружия перемещается в Златоуст, поближе к уральской руде и уральским умельцам. И ко времени царствования Петра Первого именно здесь выполняются все государственные заказы. Прославившись качеством кованого клинка, Златоуст становится одним из законодателей моды на холодное оружие в Европе. Взяв за основу лучшие клинки Востока и Запада, уральцы адаптировали их к нашим условиям, исходя из национальной культуры и особенностей физиологии русского бойца. Русский медвежий нож, созданный в уральских кузнях, с боевой точки зрения — абсолютный аналог любому восточному ханжару (кинжалу) или иранскому акинаку, но создан под руку уральского и сибирского охотника. Он мощный, без лишних украшений и по этикету эффективность свою прячущий за голенищем сапога (откуда и название « засапожник »). Златоустовская драгунская шашка — более практичный образец спрямленной восточной сабли. Внешне не примечательная, но при том — надежнейшее универсальное оружие для пешего и конного боя, без лишних эмоций и фехтований. Русский боевой клинок в большинстве своем не был « показушным ». Главными достоинствами матово поблескивающего клинка были мощь и надежность.
Как говорят мастера, хороший клинок в неволе или по указке не выполнишь: получится просто остро заточенное лезвие с наборной ручкой — тяжелое и холодное. Нет тепла в нем и не звучит клинок. Не случайно, наверное, большинство современных подделок исторического оружия « ловятся » на идеально выставленном клейме мастера. Не было идеально выведенного клейма. Ставил свои « реквизиты » кузнец через пень-колоду. Бренд клинка был не в торговой марке, а в особом звучании стали и дружески-боевом удобстве нахождения в руке. Что называется — « сам в руку ложится ». И лишь два клейма выбивались идеально — общие, рабочие. « П » — что значит « пробовано » ( огибами вокруг колоды, зацепив наконечник за скобу) и « С » — « смотрено » ( ударами по стали и меди). То есть прошел проверку. Годен. Иди в руки воинские.
Русский дамаск возрожден в двадцатом веке в Суздале, среди лесов и бывших уделов русских князей. Выкован в мастерской кузнеца Вячеслава Басова, 79 клинков которого в конце 70-х годов ХХ века произвели настоящий фурор в ЮНЕСКО. На Дон дамасская сталь пришла в работах Николая Шалова, последователя Басова. У нас ведь никогда не ковали клинки — лишь серебрили, чернили, делали крестовину и рукоять под купленные или добытые у неприятеля. Чем славились тогда и ныне высоко ценятся в мире антиквариата работы Османа Омарова и его учеников начала XIX века. Современные искусные изделия Николая Шалова, как говорится, узнаются вслепую. Не случайно зарубежные специалисты, отечественные оружейные эксперты, Академия естественных наук России высоко оценивают мастерство нашего земляка.
Легенды, мифы… Холодное оружие всегда было окутано ими. К примеру, самозатачивающийся булат или дамаск — заслуга вовсе не кузнеца, а воина, умеющего работать своим клинком по плоскости клинка противника и использовать ее как мусат (затачивающий предмет). А испанский стилет из дамасской же стали совершил больше государственных переворотов, чем некоторые развитые разведки мира, ставя окончательную точку в хитросплетениях дворцовых интриг.
И о современной обыденности, выраженной в у. е. (простите, в единицах твердости) — показателе качества стали. Клинок лучшего кованого меча средневековья редко достигал 35 единиц, хороший же кухонный нож сегодня имеет 40 единиц. В мало афишируемом, но легендарном в кругу понимающих людей советско-российском златоустовском НР (нож разведчика) этот самый пресловутый коэффициент доведен до 65 единиц (в жутковатом же с виду К- БАРе — табельном ноже « зеленых беретов » — он едва доходит до 58).
И хотя нет на златоустовском НР и вышедшей из-под рук донского кузнеца шашке штампов « П » и « С », клинок, история которого тянется от меча « Новгородец », высочайшим качеством своим продолжает традиции русского кузнечного дела.
Сергей Осокин |
|
|
На данный момент нет статей в данном разделе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К настоящему времени нет ни одного отзыва |
|
| |
|
|
|
|
|