|
|
(23) (6)
(184) (35) (315) (206) (4) (50) (40) (21) (59) (2) (1) (9) (78) (5) (4) (7) (27) (3) (7) (2) (1) (3) (27) (486) (21) (36) (37) (2) (2) (63)
(105) (11) (88) (130) (6) (11) (15) (1) (4) (1) (22) (20) (47) (6) (23) (4) (1) (20) (1) (18) (5) (2) (6) (77) (23) (5) (40) (69) (6) (41) (48) (6) (4) (29) (3)
(123) (11) (1) (6) (38) (44) (104) (3) (2) (55) (31) (7) (18) (730) (31) (1) (3) (42) (1) (4) (27) (2) (10) (64) (4) (22) (25) (43) (30) (83) (5) (5) (6) (34) (12) (68)
(29) (35) (19) (19) (55) (70) (45) (14) (18) (18) (15) (7) (24) (50) (3) (7) (2) (584) (5) (85) (13) (1689) (48) (19)
(155) (8) (14) (109) (25) (24) (75)
|
|
|
| |
|
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи |
|
|
|
|
Индивидуальное консультирование в рамках проблемно-ориентированного подхода представляет собой процесс психологической помощи, в котором происходит анализ проблемной ситуации клиента, причин ее возникновения, совместный поиск и проработка оптимальных решений проблемы, исходя из личностных особенностей клиента и его социально-экономической ситуации. Процесс психологического консультирования сопровождается эмоциональной поддержкой клиента, предоставлением необходимой информации о психологических закономерностях развития, индивидуально типологических особенностях клиента. Индивидуальное консультирование взрослых и подростков представляет собой процесс оказания психологической помощи в решении различного рода проблемных ситуаций, в преодолении сложных жизненных событий, а также кризисов: возрастных, личностных, профессиональных, семейных. Наиболее частыми проблемами, с которыми обращаются к психологу взрослые, являются: конфликты в детско-родительских и супружеских отношениях, трудности с принятием решений, стресс и его преодоление, часто испытываемое раздражение, гнев и трудности с самоконтролем этих состояний. В последнее время в связи с быстрыми социально-экономическими изменениями в нашей стране актуальными проблемами взрослого человека стали также выбор новой профессии, специализации (так называемый профессиональный перевыбор), поиск новых смысложизненных ориентаций и ценностей. Довольно редко взрослые люди обращаются к психологу по таким вопросам как: тревожность и неуверенность в себе, психологическая зависимость от близкого человека и ревность, негативные переживания и стресс, связанные с потерей близкого человека. Что касается подростков, то, конечно же, инициатива в обращении к психологу редко принадлежит самим подросткам. Первичное обращение, как правило, идет от родителей, затем в зависимости от успешности мотивирования подростка со стороны родителя, ребенок может прийти на консультирование, но как показывает практика количество самостоятельных посещений подростком психолога в большинстве случаев мало и ограничивается 3-5 консультациями. Основными проблемами, по которыми подросток обращается за консультацией, являются, такие, как: часто меняющееся настроение, конфликтные отношения с родителями, профессиональное самоопределение и выбор профессии, взаимоотношения с противоположным полом, проблемы в учебе, коммуникативные трудности и застенчивость, неуверенность в себе, сложности в установлении дружеских взаимоотношений, неспособность контролировать собственное агрессивное поведение. В последние годы в связи с развитием развлекательной компьютерной индустрии участились обращения родителей к психологу по вопросу компьютерной зависимости ребенка. Достаточно редко родители и подросток обращаются к психологу с вопросами, касающимися депрессии, со случаями ранней беременности, а также девиантного (отклоняющегося от социальных норм) поведения. Самый большой процент обращений в психологическую службу составляют обращения родителей по проблемам детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Наиболее частыми проблемами, с которыми обращаются родители детей, выступают: трудности поведения, связанные с возрастными кризисами (3-х, 7-ми, 11 лет), гиперактивность, страхи, проверка готовности к школе, трудности в обучении, связанные с отставанием в развитии той или иной психической функции (памяти, внимания, мышления), требующие коррекционного вмешательства и помощи в формировании учебных навыков. Консультирование родителей по проблемам ребенка сопровождается диагностикой личностных и психологических особенностей ребенка, при необходимости разрабатывается коррекционно-развивающая программа (коррекционные и развивающие занятия для развития психических функций таких как, память, внимание, мышление и др., а также формирования новых поведенческих навыков) и даются соответствующие рекомендации. Некоторые из представленных выше проблем, с которыми обращаются на консультацию к психологу взрослые, подростки и родители могут быть решены не только в процессе индивидуального консультирования, но и на тренингах. Особенностью проводимых в психологическом центре «Тет-а-Тет» тренингов, является то, что их содержание и тематика строятся с учетом возрастных задач развития, которые встают перед нами на каждом новом возрастном этапе в процессе нашей жизни. В соответствии с различными авторами (Havighurst, R., Levinson D., Erikson, E.H. и др.), использующими в своих теоретических исследованиях понятие «задача развития», решение такого рода задач позволяет человеку «двигаться вперед» в своем психическом и личностном развитии, соответственно затруднения в их решении осложняют последнее. В частности в подростковом возрасте очень важным для подростка является профессиональное самоопределение и формирование своей будущей временной перспективы (постановка дальних и ближних целей), нахождение своей идентичности, вхождение в референтную группу, построение дружеских отношений со сверстниками и др.. Решение этих задач облегчается, если у подростка хорошо развито умение общаться с другими людьми, как со сверстниками, так и с более старшими. Развитие данного личностного качества происходит на тренингах для подростков, которые направлены на повышение их социальной и коммуникативной компетентности. По тому же принципу, т.е. в соответствии с «задачами развития», построены также тренинг полоролевого общения для юношей и девушек, на котором они получают знания и навыки знакомства, общения с противоположным полом на основе понимания психологических различий между мужчинами и женщинами, формулируют свой идеал; и тренинг коммуникативной компетентности для родителей, на котором родители получают новые знания и отрабатывают навыки продуктивного общения с ребенком, его психологической поддержки, учатся видеть индивидуальные психологические особенности свои и своего ребенка. Еще одна форма психологической работы, на которой нам хотелось бы здесь остановиться – это арт-терапия. В последнее время она активно развивается в нашей стране в качестве метода психологической помощи. Дословно, арт-терапия – это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы имеете возможность глубже проникнуть в свой внутренний мир, получить, своего рода, закодированное послание от самих себя, послание из собственного подсознания. Последующая проработка рисунка (цвета, формы, содержания рисунка) позволяет, во-первых, лучше осознать проблему, а во-вторых, пережить тревожащие эмоции, которые затем теряют силу своего негативного влияния на нас. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Что касается детей, то любой вид изобразительной деятельности (рисунок, лепка и др.) является для них безопасным и естественным видом деятельности. Рисование же предоставляет ребенку возможность наиболее легко выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов, в этой связи многие исследователи детского рисунка подчёркивают, что рисунок для ребёнка не столько искусство, сколько специфическая речь. Детям по природе свойственно стремление рисовать, поэтому именно спонтанная изобразительная деятельность наиболее естественна, интересна и приятна для ребёнка, что позволяет сделать процесс коррекции ненавязчивым и интересным для ребенка. Таким образом, метод арт-терапии не имеет противопоказаний.
|
|
|
На данный момент нет статей в данном разделе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К настоящему времени нет ни одного отзыва |
|
| |
|
|
|
|
|